Все о велозапчастях

Велосипед – это надежный друг, который и в снег, и в дождь, и на ровных парковых дорожках, и среди лесного бездорожья всегда рядом! Но, как и любому транспорту, даже самому качественному, оберегаемому и лелеянному, байку свойственно ломаться.

Велосипед, как человек: если один «орган» немножко подкачал, весь организм посыплется…, эту простую истину знает каждый велолюбитель. Поэтому уже при первых же «симптомах» лучше задуматься о покупке нужной велозапчасти. Никто не спорит, что и на «прихрамывающем» велосипеде еще какое-то время ездить можно (без почки же люди живут), вот только в результате такой езды уже придется не одну запчасть менять, а сразу полвелосипеда перебирать. Так что давайте не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

«Ищем, поищем, найдем да не выберем…»

Еще каких-нибудь два десятилетия назад найти качественные велозапчасти было скорее величайшим счастьем и везением, нежели закономерностью. В наши дни ближайший магазин предлагает такой ассортимент деталей, что глаза разбегаются, но проблему это не решило, а скорее усугубило!

Если десятилетие назад в качестве найденной запчасти сомневаться не приходилось, то теперь в разнообразии фирм-производителей можно попросту заблудиться! Тут и качественные европейские бренды, и китайские полуподпольные цеха, и отечественные надежные запчасти, и ширпотреб из непонятного материала, «живущего» не больше недели.

Лучший ориентир в таком разнообразии – бренд! Только качественные, известные производители, заработавшие имя и популярность добросовестным трудом и высоким качеством могут гарантировать успешную «реанимацию» вашего байка.

Среди всего рыночного разнообразия советуем доверять запчастям следующих производителей:

Бренд SRAM производит практически все виды велозапчастей под собственным брендом, а также дочерними марками: Rock Shox (амортизаторы и амортизационные вилки), Avid (тормозные системы разных типов), Truvativ (подседельные штыри, системы, рули и т. д.).

Этот бренд одинаково известен и простым любителям велосипедных прогулок, и профессионалам велоспорта. Практически каждый велосипед: и городской байк, и горный «монстр» прослужит еще долгие годы с запчастями SRAM. Этот тот производитель, которому можно доверить собственною безопасность и целостность байка.

Велозапчасти Shimano – это уже имя, с которым сложно поспорить! Свою великолепную историю компания начинает с 1921 года. Уже почти столетие Shimano выпускает на рынок богатейший ассортимент велозапчастей высочайшего качества. Отличительная черта компании – инновационные технологии и постоянное усовершенствование. Часто запчасти Shimano – это способ модернизовать велосипед, а не просто починить его.

Еще один синоним надежности и качества велозапчастей. Вилки и передние амортизаторы компании ZOOM известны даже начинающим велолюбителям и установлены на доброй половине всех байков. Богатый ассортимент и высокое качество по очень привлекательным ценам делает запчасти компании популярными и среди профессиональных велогонщиков, и среди любителей.

Запчасти NECO – это первопроходец мира велозапчастей! Инновационные технологии, современнейшие условия тестирования, актуальные методы проверки и контроля качества позволяют создать действительно надежнейшие детали, достойные лучших велосипедов.

«Хороший мастер хорош во всем» — эта пословица как нельзя лучше иллюстрирует возможности компании Merida. Всем велолюбителям давно известны велосипеды тайванской компании, но запчасти этого производителя ничем не уступают в качестве самим велосипедам. Рамы Merida – лучшее решение для ремонта и усовершенствования велосипеда. Таким простым способом из надежного «середнячка» можно сделать шикарный велосипед!

Созданная в 1977 году компания KMC исповедует принцип «хочешь делать лучше всех, делай что-то одно!». Производитель специализируется на выпуске профессиональных велосипедных цепей. Качество продукции бренда признано ведущими производителями велосипедов. Лучшие образцы скорости и качества давно комплектуются деталями KMC.

Еще один специализированный бренд, сосредоточивший свое внимание на известнейших в мире покрышках и камерах. Качество, надежность и использование современнейших, как велосипедных, так и автомобильных технологий позволило создать «колесо мечты», как характеризуют продукцию те, кому посчастливилось испытать ее качество и надежность на своем байке.

Уязвимое место

Сколь бы надежным и качественным ни был велосипед, «ахиллесова пята» у него обязательно найдется (к сожалению, таковой часто оказывается сам велосипедист). Но как бы ни сложилось, любую велосипедную проблему можно решить! Только представьте, что после каждой «травмы» вам бы пришлось менять велосипед, такая ситуация – ночной кошмар каждого велолюбителя. Но к счастью, велозапчасти позволяют просто подлатать раненого друга и продолжить покорение дорог и бездорожья.

Разберемся с наиболее «уязвимыми» точками байка:

  • Пресловутая «восьмерка»

Даже начинающий велосипедист знаком с такой проблемой. И если «восьмерка» совсем маленькая – терпеть ее как-то можно, среднего масштаба проблему можно попробовать исправить самостоятельно или в мастерской, подтягивая спицы. А вот если на велосипеде уже ездить невозможно, да и исправлений «восьмерки» он пережил несколько десятков, единственный выход – замена обода.

Проблемы с ободом – отнюдь не трагедия, впадать в панику совсем не стоит. Альтернативу своей «восьмерке» можно легко найти и не просто вернуть велосипеду былые возможности. Но и улучшить их! Огромный выбор ободов самых разных производителей и в разнообразных ценовых категориях позволит сделать отличный выбор!

  • Прокол камеры

Отечественные дороги (вернее, тотальное бездорожье) и тонны разнообразного мусора – настоящее испытание даже для самой надежной велокамеры. В таких условиях ее прокол – даже не неприятность, а скорее ожидаемое испытание. Правда, с подобной трагедией легко справиться простой заплаткой.

К сожалению, с течением времени, камера превращается в коллекцию заплаток. А если к этому добавить еще и не раз выгнутые спицы, да парочку реанимированных «восьмерок» обода, еще и стертые покрышки вывод напрашивается сам – пора что-то делать. Такие колеса удобства и качества велосипеду, увы, не прибавляют, поэтому рано или поздно их все равно придется менять, и лучше уж выбрать что-то действительно качественное и надежное. Коллекция фирменных колес, покрышек и велокамер позволит приобрести именно то, чего не хватает вашему байку!

  • С тормозами по жизни

Качественный тормоз велосипеда – гарантия отсутствия «тормозных задатков» у велосипедиста. Если вовремя о качестве и своевременном ремонте этой детали не подумать, может случиться так, что тормозить собственной головой придется, что совсем уж не смешно и неприятно.

В случае появления первых проблем с тормозом можно попробовать его подтянуть, но до бесконечности спасаться таким вариантом не получится. Проблемы с тормозом свидетельствуют об определенных недостатках деталей и лучше их своевременно заменить, не дожидаясь, пока ситуация из просто не очень хорошей превратится в критическую.

Огромный выбор запчастей тормоза поможет вовремя реанимировать свой байк, избежав неприятных ситуаций.

  • Опять цепь…

Эта фраза побеждает во всех рейтингах жалоб велосипедистов. Второй такой «капризной дамы», как цепь велосипеда в байке просто не найти. Даже в абсолютно «здоровом» состоянии цепь может соскакивать при неаккуратном вождении, проблемах дороги, постоянной грязи, мелких камушков и других деталей, попадающих в механизм и т.д., а уж если есть хоть минимальные проблемы цепи и звездочек, то поездки на велосипеде превратятся из удовольствия в кромешный ад.

Поэтому, если проблема с цепью стала регулярной, присмотритесь повнимательнее к неисправностям деталей. Качественная цепь и звездочки – не такое уж дорогое удовольствие, а вот качество езды с новыми запчастями улучшится в несколько раз.

Разберем до винтика!

На первый взгляд, велосипед – единая и целостная система, но каждый велосипедист знает, что при желании и необходимости байк можно разобрать практически до винтика. Осталось разобраться, до какого же винтика можно разбирать велосипед, и что в нем, при необходимости, можно заменить, отремонтировать.

Без колес далеко не уедешь

Истина очень проста – без колес далеко не уедешь, вернее вообще никуда не уедешь. Это чуть ли не главная деталь велосипеда, на которую ложится вся нелегкая нагрузка (порядка нескольких десятков килограмм), при этом само колесо не весит и пары килограммов. Но это еще не все сложности, выпавшие на долю колеса. Именно колеса соприкасаются с ухабами и неровностями дороги, поворотами и другими «превратностями судьбы».

Колесо состоит из спиц, втулок, обода, велокамер и покрышки. При этом основная и самая простая характеристика велосипедного колеса – диаметр. Если в любых других параметрах колеса можно ошибиться, то диаметр – главная характеристика, тут уж поэкспериментировать не удастся. Выбирая колесо, нужно строго следовать диаметру, иначе вместо велосипеда получите непонятный гибрид с полным отсутствием каких-либо функций.

Диаметр колеса – это не просто характеристика велосипеда, но и важнейший показатель байка. Именно от диаметра, в конечном итоге, зависит жесткость, максимальная скорость велосипеда и возможность преодолевать препятствия. Если большие велосипедные колеса позволяют развивать высокие скорости, то небольшие колеса характеризуются хорошими показателями жесткости, которая недоступна большим колесам. Но, естественно, до невозможности увеличивать или уменьшать размер колес не получится, минимальный диаметр колес для взрослого байка – 20'', а самые большие – 28'’, при этом наиболее распространенными являются колеса диаметров в 26 дюймов.

Не менее важны, чем сами колеса, и обода. Если проблема именно в ободе – менять все колесо глупо, заменить лучше исключительно обод. Но современный велосипедный рынок предлагает такое огромное разнообразие ободьев, что и потеряться можно. Ободья отличаются по ширине, форме сечения и толщине стенок, кроме того, существует отличие брендов и материалов.

При выборе детали стоит проявлять особенное внимание, ведь польстившись на очень дешевую стоимость, или простые условия покупки, можно впустую потратить деньги. Среди качественных, фирменных запчастей, к сожалению попадаются и «уникальные ободья» из «редкого сплава фольги и картона», которые едва выдерживают несколько месяцев и демонстрируют «восьмерку» на первом же ухабе.

Среди велолюбителей за годы эксплуатации сложилась своя квалификация ободьев, которая очень ярко отображает характеристики запчастей:

  • Хромированные, стальные одинарные обода производства «не брендового» Тайваня и Китая. Это, так сказать, «одноразовое удовольствие», которое даже при накачивании положенных 3-4 атмосфер уже сворачивается, «восьмерки» на таком ободе вечны, из-за пружинистости практически не исправляются, а появляются вместе с самим ободом.

В общем, экономный вариант потратить деньги в никуда. Приобретаются в случайном магазинчике, на раскладке мальчика по соседству. По-хорошему, такое удовольствие не то, что не улучшит велосипед, даже ухудшит, с таким ободом вы рискуете прямо во время езды получить сложенное колесо.

  • Дюралевые ободья, одинарные. Радуют солидной степенью жесткости, уже не сворачиваются при нормальном накачивании. Отлично походят для любителей спокойной езды по ровным городским дорожкам, покорять с такими ободьями бордюры очень не рекомендуется. Основное преимущество – очень приятная стоимость, позволяющая даже не исправлять восьмерки, а просто менять обод.

  • Дюралевые ободья двойные. Естественно гораздо прочнее любых одинарных ободьев, производятся, в основном, тайванскими и китайскими фирмами. Они уже неплохо переносят прыжки по бордюрам, спокойные поездки на даче и преодоление пересеченной местности. Единственное, чего не терпят такие ободья – боковых ударов, за неаккуратность тут же платят новой «восьмеркой», которую идеально выправить – задача нереальная. Правда, при очень даже симпатичной стоимости, выправлять восьмерки смысла никакого.

  • Дюралевые обода двойные, европейского производства. Это уже детали экстра-класса. Способные удовлетворить даже самые высокие запросы. Отличаются прочностью и качеством, среди велосипедистов даже бродит мнение, что ободья столь же надежны, как сама старушка Европа. Тут вариант «редчайшего сплава чего-то с чем-то» уже не проходит – только качественнейшие материалы, только тонкая и точная работа. Встречаются точеные и катаные ободья, сфера применения которых практически безгранична.

За штурвалом

Руль велосипеда – универсальный и единственный способ управления байком (забудем о цирковых мишках, ездящих без оного), его форма и тип зависит от вида велосипеда и, конечно, от предпочтений самого велосипедиста. Если тому удобно кататься с рулем треугольной формы – всегда пожалуйста. Но для приверженцев классических вариантов напомним: существуют плоские, восходящие и рули с перепадом.

Плоский руль предназначен для горных велосипедов, с ним удобно преодолевать пересеченную местность, в городе ему, по большему счету, делать просто нечего, руль с перепадом – характерная черта шоссейного или туристического велосипеда.

Форма руля актуальна не только для удобства управления, но и для комфорта посадки на велосипеде. Это еще и одна из наиболее нагруженных деталей велосипеда, поэтому от его прочности в немалой степени зависит безопасность райдера, а также целостность байка.

Геометрия руля – еще одна немаловажная характеристика. Тут уж производители запчастей изголяются, как могут, используют наиболее современные технологии, инновационные разработки. У каждого производителя свои незабываемые «фишки».

Несмотря на такой личностный подход к производству руля, существуют и общие правила, которые помогут выбрать нужную запчасть новичку. Узкий руль, известный «бараний рог» подходит для шоссейных байков, так как обеспечивает потрясающую аэродинамику, а для шоссейного байка скорость – это все! «Рогатый штурвал» позволяет разгружать руки, и давать отдых утомленным группам мышц.

Минимальный вес и прямота линий – основные требования к рулю для кросс-кантри, а вот рули с изгибом идеальны для дальних поездок: там и парочку приспособлений закрепить можно, да и комфорт посадки повышается.

Среди материалов особенной популярностью пользуются углеродно-стальные материалы, они сверхнадежные и прочные, но это сказывается на весе всего велосипеда. Такие рули – экономный вариант замены для городского байка – «дешево и сердито».

Алюминий разной толщины используется в рулях любого типа, что гарантирует надежность, хорошую прочность и относительную легкость. Существуют, конечно, и легкосплавные тонкостенные рули, с непревзойденным запасом прочности и удивительной легкостью, но и стоимость таких шедевров способна существенно облегчить кошелек.

Композитный руль – такой себе компромисс между легкостью и прочностью. Он универсален для всех велосипедов.

По перилам и граням…

Каждому велолюбителю в какой-то момент просто поездок на велосипеде становится мало и хочется попробовать себя в чем-нибудь эдаком… по перилам каким-нибудь проскользить, трюк выполнить, чтобы у зрителей дыхание захватило. Как только появляется сия шальная мысль, возникает вопрос, а какие же пеги выбрать для воплощения собственных «наполеоновских» планов?

Пеги – незаменимая запчасть для выполнения всевозможных трюков, а также скольжений. Используются в велосипедах типа ВМХ. Это чуть ли не единственная деталь, без которой велосипед может прекрасно обходиться и которая подавляющему большинству велолюбителей просто не нужна! Но на популярности деталей это нисколько не сказывается, настоящие ценители трюков без пег не могут прожить и недели.

Основные характеристики, по которым выбираются пеги – вес и материал изготовления, эти два параметры связаны, поэтому каждому велосипедисту приходится выбирать собственное соотношение параметров среди огромного разнообразия пег.

Изготавливают пеги из стали — алюминия, пластика и титана. Стальные пеги – вещь надежная, недорогая и доступная, но очень уж тяжелая, особенно для любителей пег на на задних и передних колесах. Таскать такой груз – радость небольшая. Пластиковые пеги, наоборот, максимально легкие и доступные. Вот только, увы и ах, надежностью и практичностью не страдают. Изнашиваются и стираются пластиковые пеги практически моментально. Алюминиевые и титановые пеги – настоящий баланс веса и прочности, но и стоимость таких деталей может напугать кого угодно.

«Звездность» велосипеда

Велосипедные звезды – незаменимая деталь в каждом велосипеде, от детского двухколесного байка, до серьезного горного велосипеда. И на качестве велосипедных звезд экономить точно не стоит — риск слишком высок, да и такая экономия может вылиться в последующую замену цепи и в другие неприятности.

На современном рынке представлены как сами велосипедные звезды, так и кассеты, в которые собраны звезды на современных байках. Смонтированные в кассеты звезды, позволяют переключать передачи на байках. Сочетание ведомых, передних звездочёк и кассет позволяет некоторым велосипедам обеспечить до 30 передач.

Кроме качества и брендового разнообразия, звезды и кассеты могут отличаться количеством зубьев. Горный велосипед может обладать звездами с 34 зубьями, правда в среднем этот показатель колеблется от 11 до тех самых 34 зубьев. Как правило, качественные велосипеды комплектуются съемными звездами, что позволяет легко их менять не только в случае поломки, но и просто совершенствуя свой байк.

Основной материал для изготовления звезд и кассет – алюминий, или сталь. Стальные звезды – это чистая надежность, все им ни по чем, но и вес стальных звезд ощутим. В спортивных велосипедах предпочитают использовать алюминиевые детали, они отличаются меньшей прочностью, но и экономия на весе существенно сказывается. Поэтому тут уж велосипедисту выбирать: быстро и недолго ездить, или надежно, но не слишком быстро.

Звезды на велосипедах, которые представлены на современном рынке, смонтированы в кассеты, которые служат для переключения скоростей. Велосипеды могут иметь от трёх до десяти ведомых звёздочек и одну-три передних, что позволяет некоторым моделям обеспечить до 30 передач. Звёзды на велосипедах могут отличаться количеством зубьев. Например, у горных моделей велосипедов количество зубьев на задних звездах может достигать от 11 до 34. В среднем и дорогом сегменте велосипедов применяют съёмные звезды.

Секрет кручения колес

Первый вопрос подрастающего любителя велосипедов – почему колеса крутятся. Именно тут бы и предъявить ребенку каретку – небольшой подшипниковый узел, который и обеспечивает передачу крутящего момента от педалей к колесам.

Каретка – деталь уязвимая, которой приходится знакомиться со всеми превратностями дороги: грязь, вода, пыль, обломки веток и еще сотня мусора постоянно оказывается на каретке, поэтому защита подшипников – первостепенная задача, иначе каретку менять придется после каждой серьезной поездки, а удовольствие это отнюдь не дешевое.

Если же время пришло и старая деталь на ладан дышит, выбираем каретку внимательно и терпеливо. Иначе придется повторять эту процедуру в ближайшее время.

Каретки можно разделить на две группы: картриджи или капсулы (закрытые каретки) и открытые, правда, иногда встречаются еще и так называемые полукартриджы.

Открытая каретка представляет собой вал, вращающийся в подшипниках. Чашки подшипников ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Такие каретки, как правило, довольно недорогие, так как очень требовательны к геометрии рамы. Любой малейший перекос негативно сказывается на велосипеде. Защитить подшипники от внешнего воздействия в таком варианте каретки тоже задача не из легких. Но это отнюдь не означает, что открытая каретка – это плохо. На самом деле, открытая каретка помогает избежать частой замены этого элемента, в случае попадании грязи подшипники можно просто почистить и смазать новой смазкой, и все – велосипедные приключения продолжаются!

С картриджем такой номер не пройдет: однажды попавшая грязь очень скоро «прикончит» деталь. Правда, попасть грязи в картридж очень сложно, ведь подшипники надежно защищены жестким корпусом, который и вворачивается в велосипедное гнездо. Ни грязи, ни ржавчины с трубы, ни других загрязнений. Пробиться сквозь защиту капсулы – задание не из легких, даже во время очень «грязной езды». Наличие картриджа избавляет от необходимости регулировать каретку, никаких перекосов!

Выбор всегда остается за велосипедистом, и тут все зависит от привычек.

Цепной механизм

Зачем велосипеду нужны цепь – объяснять не приходится, без нее крутящийся момент так бы и остался на педалях. А колеса безжизненно ждали бы своей участи. Именно цепь приводит в движение весь механизм велосипеда и подчас именно от качества и состояния цепи зависит здоровье всего велосипеда. Из всего этого получается простой вывод – прозевать момент необходимой замены цепи нельзя, осталось только правильно выбрать!

Современные цепи имеют целый ряд отличий, поэтому ассортиментная линейка очень и очень широка. Основные отличительные черты цепи — ширина и длина. Если с длиной можно еще и побороться (изменяется количество звеньев довольно легко), то с шириной уже ничего не поделаешь. Ширина цепи зависит от количества передач на велосипеде: чем их количество больше, тем уже цепь.

Именно на ширину, в первую очередь, необходимо обращать внимание, выбирая цепь для велосипеда. Справедливости ради стоит заметить, что не такие уж незаменимые цепи на велосипедах, как правило взаимозаменяемость этой детали не вызывает сомнений у профессионалов, начинающим экспериментаторам откроем тайны универсальности цепи.

Цепи, рассчитанные на велосипеды с 10 передачами можно ставить только на такие велосипеды, тут никакой взаимозаменяемости быть просто не может, даже не экспериментируйте. Та же ситуация с цепями на 9 передач. А вот дальше все гораздо интереснее, цепи на 8 передач могут применяться на велосипедах с 7 передачами и меньше, кроме односкоростных велосипедов, там в принципе неуместны цепи для многоскоростного велосипеда. Точно такая же история с цепями на 6, 5 передач и т.д. На велосипед с меньшим количеством передач (кроме односкоростного, само собой) их всегда можно применять, но на большее количество скоростей цепь не применяется.

Еще один параметр, на который стоит обратить внимание – шаг цепи. Начинающие велолюбители уже и не вспомнят, что когда-то существовали цепи с шагом в 1 дюйм, но они отличались низкой практичностью, теперь стандартом считаются исключительно цепи с шагом в 0,5 дюйма.

Но сколь бы надежной ни была цепь, без качественных сопровождающих деталей уже спустя несколько месяцев велосипед продемонстрирует свои «капризы». Основной деталью защиты цепи от постоянного соскакивания являются натяжители и успокоители. Качественные натяжители и успокоители помогут преодолевать даже тряску и вибрацию без особенного риска. Это, в первую очередь, деталь, обеспечивающая комфорт езды самого велосипедиста.

Еще одна важная деталь велосипедной защиты цепи и передней звезды – рокринг. Эта деталь позволяет спасти звезду от сгиба во время скольжения по граням, а также от прогулок по камням в парках, на дорожках. Бездорожье и отскакивающая галька, гравий теперь не повредит звезде, главное качественно выбрать рокринг.

Рокринги изготавливаются, как из пластика, так и из легких прочных металлов, выбор, опять же, зависит от предпочтений велосипедиста, главное его сделать! Ездить-то можно и без рокринга, вопрос в том, долго ли.

Вопросы каркаса

Велосипедная рама – основа основ велосипеда, его основная часть и каркас, на который крепятся и сами колеса, и все другие детали байка. Наверно, глупо говорить, что без рамы велосипед – это набор ничем не связанных деталей. Ее вес, прочность и надежность влияет на показатели самого байка, безопасность велосипедиста, скорость и другие параметры. Кроме всего прочего, рама – это еще и гордость велосипедиста, ее внешний вид, практичность и надежность.

Но сколь бы тщательно вы ни подходили к выбору рамы, рано или поздно ржавчина и другие неизменные враги велосипеда «подточат» ее совершенство и придется определяться с альтернативой, а это ох как не просто.

Велосипедные рамы различаются по типу: закрытые и открытые. Первые – это мужские рамы (в простонародье, хотя женщинам никак не воспрещается на них ездить). Они представляют собой два треугольника из труб, передний и задний, стороны которого принято называть перьями задней вилки. Открытые или женские рамы лишены верхней трубы переднего треугольника. Что существенно повышает комфорт езды, но и создает дополнительные минусы.

Одинаковые по жесткости закрытые и открытые рамы будут сильно отличаться по весу: женская всегда гораздо тяжелее, поэтому в шоссейных велосипедах практически не используются открытые рамы. Да и дамы, серьезно влюбленные в велосипед, предпочитают суровую мужскую раму, изысканной женской.

Еще одним отдельным видом рам являются складные рамы. Они как правило, выдержаны в «женской» геометрии на одном шарнире, но профессиональные и полупрофессиональные байки на основе складных рам не выпускаются, такие варианты предназначены для любителей спокойной городской езды.

Главный показатель рамы – это геометрия и рост. Если первое – объект сугубо личных предпочтений и постоянного соревнования производителей, то второе – важный параметр, от которого зависит комфорт езды. Существует два варианта измерения роста рамы: от педалей (ось каретки) до линии верхней трубы, и от оси каретки до подседельной трубы (ее верхнего среза).

Материалов для производства рамы существует великое множество, каждый отличается своими особенностями и преимуществами.

Хроммолибденовая рама хорошо справляется с пересеченной местностью, отличается хорошим показателем гибкости, прочностью и легко поддается ремонту. Особенность рам – гашение сильных вибраций, правда, за такие плюсы приходиться платить минусом, одним, но существенным – большой вес рамы.

Алюминиевые рамы гораздо легче хроммолибденовых, при таких же показателях качества и гашения вибраций, отличаются повышенной жесткостью, но обладают столь неприятным для велосипедистов явлением, как усталость. Рама накапливает усталость от малейших повреждений и потом совсем внезапно может «осыпаться осенними листьями» причем практически в прямом смысле, оставив после себя горстку пепла.

Титановая рама – элита в геометрии велосипеда, надежная, прочная, качественная, почти не обладающая недостатками, разве что единственным – ценой. Титановые рамы чаще используются на профессиональных и полупрофессиональных спортивных байках, для обычного шоссейника это слишком дорогое удовольствие, хотя оно того стоит.

Магниевый сплав в рамах – лидер по показателям легкости, правда, материал очень чувствителен к точечным ударам, практически не противостоит коррозийным свойствам.

Углепластиковые рамы (карбоновые) при неплохой общей прочности очень хрупкие, особенно чувствительны к точечным ударам. Часто карбон применяется в комплексе с титаном, для уменьшения цены при хороших показателях надежности.

Шифтеры

Что такое манетка, знает каждый обладатель многоскоростного велосипеда. Неотъемлемая деталь трансмиссии обладает огромным значением для качественной и удобной езды велосипеда.

Разделить шифтеры можно на три группы:

  • ревошифт (в основном, для детских и подростковых велосипедов);

  • триггерные манетки (Trigger);

  • дуал-контрол (ручка тормоза и рычаг переключения в одной «коробочке»).

В выборе шифтера полагаться на фантазию не приходится, тут выбор жестко ограничен спецификой велосипеда и лучше не экспериментировать. Единственный простор для фантазии – выбор бренда шифтера.

Системы и шатуны: кому что

Основная часть трансмиссии – именно система, состоящая из передних звезд и шатунов, интегрированные системы включают еще и чашки каретки. Как правило, системы предлагаются единым комплектом, что избавляет от проблем поиска взаимозаменяемых деталей и универсальных запчастей. Как правило, шатуны отдельно не предлагаются. За исключением двух крайностей: очень дорогих, профессиональных моделей (спортивных), где каждая деталь имеет огромное значение и никакие «упрощенные подходы» не применяются, а также в старых, дешевых моделях, где про удобство велосипедиста еще не успели подумать.

В большинстве систем существует возможность разборки и замены стертых звезд, более простые варианты неразборные, приходится менять всю систему из-за проблем определенных деталей. Тут уж каждый велосипедист ищет для себя и своего байка «золотую середину» — положиться на неразборную, более дешевую модель системы или потратиться немного больше, но сэкономить впоследствии.

Скоростной вопрос

Современный велосипед – это, в первую очередь, многоскоростной байк, а если есть скорости, значит, их нужно переключать. Логичная цепочка привела нас к необходимой части современного велосипеда – переключателю скоростей.

Правильный выбор передач позволяет регулировать частоту вращения педалей, обеспечивать максимальный КПД. Правильное переключение передач и качественный переключатель максимизирует удовольствие от езды, позволяет прямо на ходу выбирать оптимальный баланс количества вращений и усилия для одного нажатия педали.

Переключатели передач можно разделить на две большие группы:

  • Механизмы внутреннего переключения передач;

  • Механизм внешнего переключения передач.

Переключатели передач с внутренним механизмом обладают определенными внешними отличиями. Так, на велосипеде с подобной системой вы не увидите кассеты звезд и навесные переключатели, столь привычные глазу в многоскоростных байках. Планетарные втулки – основная особенность подобного велосипеда, именно внутри такой втулки находится весь механизм.

Чтобы сидеть было удобно

Советы в выборе седла щедро раздают исключительно дилетанты, профессионалам же понятно, что вопрос этот очень индивидуальный и сугубо личный. Подбирать седло придется под собственные предпочтения. Такими индивидуальными характеристиками обуславливается выбор размеров седла, формы, жесткости и материала исполнения.

Главное различие, на которое можно и стоит опираться – женские и мужские седла, отличающиеся формой. Форма седла учитывает анатомические особенности мужчин и женщин. Как правило, женские седла короче и значительно шире мужских.

Но не вся «соль вопроса» в седле, не меньшее значение для удобства имеет и подседельный штырь. Эта деталь соединяет седло с рамой велосипеда. Штырь закреплен непосредственно в подседельной трубе и оснащен в верхней части замком седла (регулируемым). Подседельный штырь осуществляет регулировку седла для удобства велосипедиста, а также его наклон. Выбор подседельного штыря – дело вкуса, кошелька и предпочтений. Подседельные штыри выпускают самые разные бренды, но лучшим решением считается покупка седла и штыря от одного производителя. Это гарантирует идеальное совпадение деталей.

Крепление руля

Руль велосипеда, рама и колесо – это крепкая «связка», чувствительность которой имеет огромнейшее значение. Это тот узел велосипеда, экономия на котором может очень печально закончиться, как для байка, так и непосредственно для велосипедиста.

Одной из деталей, обеспечивающей крепление руля, является вынос. Для велосипедистов «советской закалки» такая деталь может быть и незнакомой, в «совковом» варианте байка она вовсе не использовалась. Но современные велосипеды сложно представить без выноса.

Выносы выпускаются под разные рули (диаметр, наклон и т.д.). Как правило, для разных видов велосипедов используются разные выносы. Различаются выносы по длине, материалу и количеству болтов. Даунхил, стрит и ВМХ предусматривает использование коротких выносов с толстым, массивным «телом», горные велосипеды гораздо удобнее с длинным выносом.

Управляем колесом

Наверное, даже ребенок знает, что управление велосипедом осуществляется при помощи руля, откуда поворот переносится на переднее колесо и непосредственной деталью «переносящей» управление и обеспечивающей повороты колеса является велосипедная вилка.

Вилка может исполняться из стали, алюминия, карбона, титана и магния.

Титановые вилки – надежнейший вариант. Они сочетают легкость и прочность, правда цена таких деталей не отличается доступностью. Карбон – легкий и довольно прочный материал, но слишком хрупкий, соответственно надолго такой вилки не хватит. Алюминий и сталь – довольно тяжелые металлы, что положительно сказывается на прочности, но такая вилка слишком «весома» для скоростных байков.

Для горных велосипедов и городских хороших байков приспособлены амортизационные вилки, для моделей попроще – обыкновенные.

Лучше крутишь – дальше будешь

Это вольное переложение известной пословицы на велосипедный сленг как нельзя лучше характеризует педали велосипеда. Без них никуда не заедешь, и именно кручение педалей обеспечивает движение байка, так что педалям лучше уделить особенное внимание.

Выбор педалей – на 90% вопрос комфорта. Никаких особенных правил и условий тут нет, зато есть проверенные опытом и десятками километров пути советы, к которым стоит прислушаться.

Принято разделять педали на несколько типов: прогулочные, шоссейные, специализированные (для даунхилла, акробатики, кросскантри) и универсальные (то есть для всего и ни для чего).

Универсальные педали – вещь для начинающих покорителей байка, еще не определившихся с собственными предпочтениями в выборе педалей.

Практически на все виды педалей можно устанавливать туклипсы – специальные ремешки, которыми нога фиксируется у педали. Такое приспособление позволяет не только нажимать на педаль, но и подтягивать ее, это снимает нагрузку при подъеме в горку и т.д. Правда, начинающим велосипедистам еще не очень уверенно сидящим на байке, лучше повременить с туклипсами. Они не позволяет быстро снять ногу с педали. Соответственно, риск кулем полететь на землю вместе с велосипедом существенно возрастает.

Контактные педали – еще одна современная «фишка», требующая соответствующей обуви. Контактная педаль и велотуфля сделаны специально друг под друга. В велотуфле предусмотрен специальный шип, а в педали углубление, которые совпадают и намертво закрепляются, давая тот же эффект, что и туклипсы. Но зато можно легко снять ногу с педали – просто чуть-чуть развернуть ступню, чтобы отщелкнулся механизм. Правда, такое удовольствие не самое дешевое.

Безопасность превыше всего

Как шутят сами велосипедисты, тормоз – лучшее средство от синяков и ссадин. Простая истина, и не поспоришь даже: именно от качества тормоза зависит безопасность велосипеда, а значит, и целостность велосипедиста.

Существует настоящее многообразие тормозов, и под каждый велосипед придется подобрать индивидуальный тип тормоза. Проводить эксперименты с «микстованием» тормозов очень не рекомендуется, тут просто синяками и «травмой» велосипеда не отделаться.

Самый «древний» вид тормозов – барабанные, в основном они применяются на старых и дешевых современных отечественных байках. Их подобие — «роллерные тормоза» — используются на импортных аналогах. Барабанные тормоза отличаются просто феноменальными показателями износостойкости, практически не требуют обслуживания и совсем неприхотливы к дороге.

Ободные тормоза – самый распространенный вид. Они очень просто устанавливаются, очень эффективны и надежны. Но при этом отличаются приемлемой стоимостью. Правда изнашиваются такие колодки очень быстро, ускоряя к слову и изнашивание обода.

Дисковые тормоза не так давно появились в сфере велотранспорта, но уже покорили велосипедистов надежностью, невероятной эффективностью, полной независимостью от погоды и состояния обода. Правда, такое количество преимуществ существенно сказывается на цене велосипеда, поднимая ее до обозначения «дорого, даже очень». Хотя, как утверждают бывалые гонщики, оно того стоит.

Чтобы руки не скользили

Дождь и просто мокрые, потные ладошки могут сделать езду на велосипеде почти нереальной, когда ладонь скользит по металлу руля, какое уж тут управление велосипедом. Опытные велосипедисты знают, что описанные ужасы – проблема, с которой легко справляются грипсы, специальные ручки, надеваемые на ручки руля, за которые велосипедист держится. Грипсы выполняются из нескользкого материала, впитывающего влагу. Чаще всего встречаются грипсы из резины, правда бывают и поролоновые варианты или сложные сочетания анатомических материалов.

Как правило, велосипеды продаются уже с грипсами, но они могут быть неудобными, некрасивыми, стереться, или просто велосипедисту хочется выделиться, сделать байк эксклюзивным, неординарным. В таком случае пора выбирать грипсы!

Покупка качественных велодеталей – это забота о байке и о себе. Если хотите качественную отдачу от велосипеда, не экономьте на запасных деталях. Лучше вовремя заменить одну деталь, чем слишком поздно два десятка!

Поделиться новостью:
Показать